Российские финны объединяют несколько разнородных по историческим судьбам и происхождению групп. Самую многочисленную группу составляют ингерманландские финны - старожильческое население современной Ленинградской области (с 17 в.). Остальные являются переселенцами из Финляндии, в разное время иммигрировавших в Россию и их потомков. Миграция финнов в Россию началась после присоединения Финляндии к России в 1809 г. и носила волнообразный характер.
В Олонецкой губернии первые финские колонисты появились в 1830-е годы, спасаясь от голода в результате очередного неурожая. Особенно быстро их число возрастало во 2-ой пол. 19 в.: 1858 - 365 чел., 1865 - 991 чел., 1883 - 2622 чел. К концу 19 в. численность финнов Олонецкой губернии достигала 3 тыс. чел. и оставалась на этом уровне вплоть до 1917 г. (ок. 1% всего населения).
Основная масса переселенцев проживала в Петрозаводском (35%), Олонецком (24%) и Вытегорском (20%) уездах и была занята в промышленности, ремеслах, на строительных работах и лесозаготовках. Распространенными среди финнов были профессии столяра, плотника, портного, сапожника и печника. Они занимались также сплавом леса, работали в сельском хозяйстве, на речном транспорте (в т. ч. бурлаками). В конце 19 в. олонецкие финны на 9/10 состояли из мигрантов первого поколения, большая часть которых была родом из Выбогской, Куопиоской и Улеаборгской губерний. Благодаря близости Финляндии и постоянным контактам с родиной, иммигранты практически не ассимилировались. Переселение в Олонецкую губернию для большинства финнов оказалось временным явлением: в 1917-18 гг. они вернулись в Финляндию.
В советское время финская диаспора в Карелии формировалась фактически заново. В 1918-35 гг. было три иммигрантских волны: политэмигранты (“красные финны”), перебежчики и североамериканские переселенцы.
После поражения в Финляндии так называемой Финлядской революции 1918 г. тысячи ее участников с семьями вынуждены были покинуть страну. Только в мае 1918 г. в Советскую Россию перешло более 10 тыс. вооруженных финских красногвардейцев. Большинство мужчин вступило в финские национальные соединения Красной Армии. В 1920 г. была образована Карельская трудовая коммуна (с 1923 г КАССР), и сотни “красных финнов” после окончания гражданской войны были направлены в Карелию для создания “образцовой социалистической республики”, способной революционизировать соседнюю Финляндию.
В 1920 г. в КТК насчитывалось 990 финнов. Около половины их проживало в Петрозаводске, остальные - в деревнях и поселках Прионежского и Олонецкого районов. С 1920 по 1926 г. численность финнов в республике выросла вдвое. В 1926 г. почти половина всех финнов Карелии проживала в Петрозаводском уезде, в т.ч. в самом петрозаводске 26%, в Ухтинской уезде - 20%, Олонецком - 13% и Паданском - ?%. В населении уездов они составляли, как правило, лишь десятые доли процентов. Только в Ухте они были достаточно заметны - 40% от всех жителей села. Составляя 0,9% от всего населения республики (1926), политэмигранты занимали ответственные партийные, советские и хозяйственные посты, руководили промышленностью, образованием и культурой.
В период с 1926 по 1933 г. численность финнов в республике выросла в 4,7 раза и составила 12088 чел., а доля увеличилась до 3,2%. Произошло это за счет приехавших в Карелию североамериканских финнов-эмигрантов. Руководство КАССР, в котором “красные финны” в эти годы занимали ключевые посты, было обеспокоено заметным снижением доли прибалтийско-финского населения и при выполнении переселенческой программы по наращиванию рабочей силы в республике приняло решение добиваться максимального переселения в республику националов. в т.ч. финнов, эмигрировавших ранее из Финляндии в США и Канаду.
В 1931 г. руководство КАССР предприняло крупномасштабную вербовку квалифицированных рабочих кадров среди этнических финнов Америки. Ее проводили специально созданные для этого организации: Комитет технической помощи Карелии в Америке, Переселенческое управление при Совнаркоме КАССР в Петрозаводске. Канадские лесорубы начали работать в леспромхозах Карелии с 1930 г. Сначала их было 28 чел. К концу 1931 г. насчитывалось уже 681 чел. (вместе с членами семей 1165 чел.), а к концу 1932 г. - 1760 чел. За 1930 - 34 гг. органы переселения завербовали 7509 финнов, из них из США и Канады приехало свыше 6 тыс. чел. (1/3 составляли женщины и дети). Североамериканские финны были заняты в лесном комплексе республики (ок. 60%), а также в других отраслях промышленности, сельском хозяйстве и культуре. Самые крупные их колонии были в Петрозаводске, Кондопоге, Прионежском и Пряжинском районах.
На первую половину 1930-х гг. пришлась и иммиграция из Финляндии, которая явилась следствием экономического кризиса в стране. Начиная с 1930 г.. большие группы финнов в поисках работы и спасаясь от политических преследований. переходили финляндско-советскую границу на всем ее протяжении. определенную роль в этом сыграла пропагандистская кампания, развернутая руководством Карелии и финскими коммунистами. По приблизительным подсчетам, в 1930 - 34 гг. из Финляндии в Советский Союз ушло свыше 12 тыс. чел. Эти финны попадали в карантинные лагеря ОГПУ. откуда направлялись на работу в различные регионы страны или в систему ГУЛАГа. После 1932 г. большую часть перебежчиков оставляли работать в непограничных районах Карелии и Ленинградской области. Финны-перебежчики жили в спецпоселениях. которые не могли самостоятельно покидать. Все они использовались на тяжелых строительных. лесозаготовительных. горнорудных работах.
К середине 1930-х гг. иммиграция финнов в республику прекратилась и значительно увеличился отток реэмигрантов. Уезжали прежде всего североамериканские финны. В целом, в 1932-35 гг. Карелию (легально и нелегально) покинули до 3 тыс. чел.85% финнов, проживавших в Карелии в 1933 г., прибыли в республику из-за ее пределов. Почти половина всех финнов проживала в Прионежском районе ( в т.ч. 29% в Петрозаводске), 10% - в Кондопожском, 8% - в Ухтинском и 5% - в Олонецком районах. В 1930-е гг. появились достаточно крупные поселения, в которых финны составляли большую часть жителей: Матросы, Интерпоселок, Олений Остров, Падун, Сергиево, Вилга, Лососиный №10, Сунский и Ильинский совхозы. Заметны они были также в Ухте, п. Бумфабрики, Соломенном, Нивастрое, Керсони, Луусалми, Кестеньге, Шуньге, Лехте. Диаспора имела нормальную демографическую структуру и с местным населением смешивалась слабо. В республике издавалась газета на финском языке, печатались книги, работал финский театр (1932). Финский язык являлся вторым (после русского) официальным языком.
Во второй половине 1930-х гг. отношение к финнам резко изменилось. В 1935 г. финское руководство КАССР было смещено, и в республике развернулась борьба “с финским буржуазным национализмом”. В конце 1930-х гг. финны-иммигранты были обвинены в причастности к диверсионно-террористической и контрреволюционной организациям, работавшим по заданию финского генерального штаба с целью отторжения северо-западных территорий России (прежде всего Карелии) и присоединения их к Финляндии. В результате с лета 1937 по весну 1938 гг. в Карелии было арестовано и осуждено до 7 тыс. чел. К концу 1939 г. большая часть финской диаспоры была либо физически уничтожена, либо рассредоточена по лагерям и спецпоселениям страны. В итоге всех репрессивных акций численность финнов (по официальным данным) сократилась почти на треть и в 1939 г. насчитывала 8322 чел. Военные события 1939 - 1945 гг. (гибель, эвакуация трудармии) довершили разгром диаспоры: к 1945 г. финнов в республике, носившей в тот момент название Карело-Финская ССР, почти не осталось.
Послевоенная диаспора финнов Карелии сформировалась преимущественно их финнов-ингерманландцев, массовый приток которых в республику приходится на конец 1940-х - начало 1950-х гг. В 1949 г. после принятия Постановления Совета Министров СССР “О мероприятиях по восстановлению и развитию лесозаготовок в Карело-Финской ССР”, их стали привлекать по оргнабору в качестве рабочих лесозаготовительной промышленности. В течение одного только 1949 г. в Карелию по оргнабору прибыло ок. 8 тыс. семей или более 21 тыс. человек. Больше всего их приехало из Эстонии (41%) и Псковской области (32%), а также из Сибири (16%), в основном из Красноярского края, Новосибирской и Тюменской областей. Все прибывшие были направлены в организации и на предприятия г. Петрозаводска и районы республики: более всего - в Пряжинский (2602 чел.), Сегежский (2627 чел.), Кемский (1368 чел.), Ругозерский ( 1327 чел.), Петровский (1326 чел.) и др. Появились сельские поселения, в которых финны составляли абсолютное большинство населения (Чална, Матросы, Орзега, Каменка, Кяснясельга. Уя). В 1950 г. переселение ингерманландцев было прекращено, однако они продолжали приезжать в Карелию еще в течение нескольких лет. В итоге численность финнов в республике резко возросла и составила в 1959 г. 27,8 тыс. чел. (4,3% в населении). В 1960-е - 1990-е годы численность финнов в Карелии неуклонно сокращалась.
Современная финская диаспора примерно на 5/6 состоит из ингерманландских финнов и их потомков, родившихся в Карелии и считающих ее своей родиной. Расселены повсеместно, но численность их сильно варьирует по городам, поселкам городского типа и сельским поселениям. В 1989 г. более 80% финнов относилась к городским жителям. Самым крупным центром сосредоточения финнов является г. Петрозаводск (9,3 тыс. чел.). Значительные их группы проживают в Кондопоге (1207 чел.), Сегеже (549 чел.), Питкяранте (449 чел.), Сортавале (333 чел.), а также в п. Чална (958 чел.), Салми (240 чел.), Шуя (174 чел.), Пряжа (167 чел.), Деревянка (158 чел.) и др.
В республике функционирует финский язык, которому оказывается государственная поддержка. Сохраняется финноязычная пресса (выходит газета “Карьялан Саномат”, журналы “Карелия” и “Кипиня”), ведутся радио- и телепередачи, осуществляются театральные постановки. Финский язык изучается в школах и вузах Карелии. В 1993 г. в ГОУ ВПО РФ Петрозаводском государственном университете на основе существовавшего ранее отделения финского языка и литературы открыт факультет прибалтийско-финской филологии и культуры. С 1989 г. действует Ингерманландский союз финнов Карелии, объединяющий активную часть диаспоры.
В конце 1980-х гг. возрастно-половая пирамида финнов имела сильно суженое основание, т.е. низкая рождаемость не обеспечивала даже простого замещения поколений. Современную этнодемографическую ситуацию у них определяют выходцы из национально-смешанных семей. По данным этносоциологического исследования, в 1996 г. в межнациональных браках состояли более 70% опрошенных финнов. При этом высокий уровень межнациональной брачности (от 88 до 92%) был зафиксирован не только у молодежи, но и у людей среднего и пожилого возраста. Даже у лиц 65 лет и старше почти каждый второй имел супруга не своей национальности. Только 41% родителей в национально-смешанных семьях отнесли своих детей к финской национальности.
Масштабы и темпы языковой ассимиляции также велики и неуклонно возрастали. Всего 41% финнов назвали финский язык родным. Национальная принадлежность и язык совпали только у пожилых: в возрасте 70 лет и более 86% назвали родным язык своего народа, у 40 - 49-летних таковых 33%, у молодежи 15 - 29 лет - 11%.
Вследствие снижения рождаемости и ассимиляции финны заметно постарели. К концу 1980-х гг. их половозрастная пирамида приобрела устойчивые очертания урны, символизирующей убыль населения. Это означает стремительное исчезновение диаспоры, темпы которого очень высоки и нарастают с каждым годом.
Финская диаспора в полном объеме реализует принципы национально-культурной автономии. Одновременно осуществляется эмиграция финнов за рубеж, главным образом в Финляндию.
Динамика численности финнов в республике Карелия
(по данным переписи)
Год | 1933 | 1939 | 1959 | 1970 | 1979 | 1989 | 2002 | 2010 |
Чел. | 12088 | 8322 | 27829 | 22172 | 20098 | 18420 | 14156 | 8577 |