Друзья, приглашаем вас на выставку "Карелия. Акварель". Это персональная выставка к 75-летию художника Георгия Иванова, подготовленная к столетию Республики Карелия. Экспозиция откроется 11 июня и будет работать все лето. Правила посещения можно увидеть в группе.
Ниже прилагаем очерк о выставке художника Сергея Терентьева:
"Когда произносишь «Карелия» и «акварель», в голове сразу возникает имя – Георгий Иванов. И это необычно. Напрашивается вопрос, разве у нас не было и нет других мастеров акварели? Конечно, были и есть, но сегодня «акварели Георгия Иванова» – почти культурный «мем» и по сути – малоизученный феномен. В 2020 году художнику исполняется 75 лет, а по работам его не всегда определишь – это молодой художник или умудрённый опытом мэтр. Его акварельные листы демонстрируют то энергичную опытную руку, то робкую кисть почти начинающего творца. Да и авторское видение в его листах часто предъявляет нам восторженно влюблённого в природу новичка со взглядом профессионала, обладающего солидным опытом в выборе очередного пейзажного мотива. Новая персональная выставка позволяет ещё раз внимательно всмотреться в творчество художника, дизайнера и активного пропагандиста современной карельской акварельной живописи в России и за рубежом, а может быть, и усложнит общепринятое представление об авторе.
Экспозиция специально оставляет за кадром многолетнюю успешную работу Георгия Иванова на поприще главного художника Петрозаводска, его творческую деятельность в качестве дизайнера городской среды и интерьеров. Вероятно, такая тема заслуживает отдельного внимания и специального выставочного проекта, так как живописная и дизайнерская практики всё-таки связаны в его творчестве невидимыми нитями. То, что мы не видим в акварелях Иванова следов технологического (дизайнерского) мышления, а лишь угадываем флёр стилизации, эффектного эстетического «приёма» — конечно, заслуга художника, который преобразовал дизайнерские навыки, прививаемые Академией имени Штиглица, в необъяснимое «товарное» качество, свой «фирменный стиль», неизменно присутствующий в его живописи.
Попытки разбирать станковое творчество Георгия с позиций искусствоведения предпринимались не раз, но его работы мало поддаются академическому препарированию. Когда рассматриваешь акварельные листы Георгия Иванова, непроизвольно вырываются восхищённые междометия: «Ух ты! Во даёт! Вот это да! Вот закрутил!». И они точнее передают впечатления от его работ нежели профессиональные формулировки: «продолжатель традиций русской пейзажной школы», «последователь теорий импрессионизма» или «виртуоз с большой амплитудой выразительных средств». Конечно, и эти определения применимы к творчеству художника, но, думается, основную, сильную сторону его творчества составляют совсем другие качества.
Во время подготовки выставки Георгий много рассуждал о теории большой воды, о водной краске акварели, о жизни в краю озёр и рек, где так часты с дожди и так много снега, напоминая, наверное, больше самому себе, что и люди созданы почти из одной воды, да и всё на земле есть вода или водород, и потому творчество, живопись – это восхитительной процесс схожий с купанием, нырянием, плаванием в родной человеку водной стихии.
Может быть такой мировоззренческий экскурс художника даёт зрителям некоторый культурный код к его творчеству. Очевидно, что процесс создания акварельных листов для него есть акт естественного удовольствия, а не трудовой подвиг цеховой работы, пропитанной потом и обязательствами. Если внимательно, близко всмотреться в поверхность его листов, то живописное пространство открывается как след танца – «перформанса» кисти, в котором важно всё: и то, что он проявляет, обозначает, и то, что он естественно не видит, пропускает.
Вот это «чуть-чуть» – недоговорённость, недосказанность, недописанность – вкупе с прямой ясной знаковостью привнесённого в композицию акварельного листа объекта или предмета, возможно рождает у зрителя свои субъективные образы. Это артистическое «чуть-чуть» Георгия позволяет зрителям быть почти соавторами и свободно наслаждаться «почти своим» творчеством. Кто-то увидит в его работах русский лирический пейзаж, а кто-то – английские мотивы Тёрнера, отголоски Хокусая или эхо Камиля Писсаро, имя художника не так важно. Так вода принимает любую форму, куда бы мы её ни поместили. Вода имеет несколько состояний, и в некоторых акварелях Георгия Иванова это порой видно буквально: потёки дождя, узоры мороза, следы ручьев и жёсткий след процарапанного материального мазка.
Этот живописный перформанс завораживает зрителя и вовлекает в процесс мысленного «живописания». Картина рождается в голове смотрящего – здесь и сейчас в соответствии с его культурным бэкграундом и вкусом. Возможно это и есть то – главное и сильное – качество акварельных работ Георгия, которое делает его самым известным акварелистом Карелии, а работы – почти товарным знаком, брендом Республики."