7 ноября в 17.00 в медиа-центре «Vыход» открывается выставка Пима Звира «Неподвижность» / Standstill.
Над этим проектом голландский медиахудожник несколько лет работал в российских арт-резиденциях: Канске в 2015 г., Кронштадте и Санкт-Петербурге в 2016–2017 гг. и в Петрозаводске – летом 2018 г. Две недели своего «карельского периода» автор провел в заповеднике «Кивач», потом работал в городе, пригласив для участия в проекте петрозаводчан. Горожане помогали художнику в поисках интересной архитектуры, служили моделями для портретов. Портреты, пейзажи, ландшафты Петрозаводска, его окрестностей, водопада Кивач вошли в экспозицию выставки в медиа-центре.
Идея этого большого проекта выросла из интереса Пима Звира к работам известного русского фотографа С.М. Прокудина-Горского, использовавшего метод цветоделения, чтобы запечатлеть Российскую империю. Метод цветоделения основывается на сопоставлении трех черно-белых фотоснимков: один выполнен через синий светофильтр, второй – через зеленый, а третий – через красный. При наложении трех черно-белых снимков, выполненных через соответствующие фильтры, точно друг на друга возникает полноцветное изображение. Прокудин-Горский выдерживал три фото одно за другим, с интервалом около шести секунд. Все, что непреднамеренно двигалось между выдержками, вызывало на изображении девиантные цвета, которые становились цветным обрамлением или превращались в цветные фантомные изображения в соединенном изображении. У Прокудина-Горского эти изменения цвета и призрачные фигуры воспринимались как технический недостаток, для Пима Звира – это важный пункт, характеризующий время и его движение – схваченное в единственный момент и вместе с тем соединенное из трех разных моментов. Для получения необходимого образа автор специально (иногда до нескольких часов) увеличивал время между кадрами.
Артём Стародубцев, художник: «По мысли Пима Звира, в центре его проектного замысла – время. Время линейное, но делящееся на три параллельных слоя благодаря применению автором технического приема (метода) цветоделения. При этом внимание автора сосредоточено на отношении реальности мимолетного быстротекущего – того, чем наполнена человеческая ежедневность, и реальности большого времени, времени больших понятий: культуры, истории, традиции и т.д. и т.п.».
На выставке также представлен короткометражный фильм Пима Звира «Три измерения времени» / Three Dimensions of Time (2015), первая работа автора, снятая в технике цветоделения. Примененный метод разделяет линейное время на три параллельных слоя, в которых подчеркнуто различие в продолжительности жизни. Мимо обычного цвета изб, символизирующих традицию, укоренившуюся во времени, несется современная жизнь в виде призраков неоновой расцветки.
Пим Звир прибывает на открытие своей персональной выставки в Петрозаводске: у гостей вернисажа будет возможность познакомиться с автором лично и задать ему вопросы.