Два года назад Томас Вернер, желая понять феномен «полного посвящения себя особому, единственному образу жизни», провёл несколько дней в православном монастыре в России. Предлагаемая зрителю серия снимков (22 работы) – небольшая подборка из этого опыта. Выставка «Молитвы» в Петрозаводске – премьерный показ, первая демонстрация серии работ, вдохновлённых, по словам автора, необычайным выбором людей, которые отказались от светских благ и посвятили свою жизнь Богу.
Выставка работает в медиа-центре «Vыход» (пр. К. Маркса. 14) до 2 марта 2019.
Выставку нью-йоркского фотографа Томаса Вернера «Молитвы» стоит рассматривать долго и внимательно. Время на фотографиях как будто застыло, но это только на первый взгляд. Оно течёт, движется с разной скоростью, чаще – медленно, иногда – ускоряясь. Предполагаю, что открытие зрителем сложного ощущения времени в этих снимках может дать ему ключ к прочтению смыслов, заключённых в работах художника.
Фотографии, вошедшие в экспозицию, соединяются в одно цельное, ясное высказывание. Здесь нет снимков, вызывающих ощущение их присутствия по принципу простой тематической близости. Эта экспозиция – ясный, логично выстроенный текст о вещах, явлениях вроде бы хорошо известных в России… Однако «отточенная» эстетика, мастерство, мышление художника, включающее знание, что «композиция» и «смысл» – слова-синонимы, а также способность автора удержать в длинном ряду снимков ощущение свежести, первоначальной «удивлённости» преображают обыденность (пусть особую) в образы иной планеты.
Некий храм, какой-то монастырь… Автор отказывает зрителю в знании адресов. Вероятно, принципиально. Другая жизнь, другие люди, другие отношения с миром – другая планета. В сегодняшней России, на мой взгляд, в изображении (фото-, теле-, кино) христианской, церковной тематики выработан определённый «глянцевый» канон. Предполагаю, что «безадресность» снимков – это и защита от вездесущего, всепроникающего глянца, глянца в глазу и сознании зрителя.
Нью-йоркский фотограф в своих работах явно преследует цель, сформулированную великим Кертешем: «Суметь увидеть в сотую доли секунды то, что обычные люди не замечают». Видно, однако, что эта «сотая доля секунды» подготовлена часами пристального всматривания (хочется сказать: вслушивания) в особый мир, куда на время попал художник. В связи с этими работами разговор о «красоте», на мой взгляд, необязателен, «пустячен». Свет, тень, цвет, ракурсы, особенное, авторское, ощущение пространства – всё работает на безукоризненную точность снимка-образа.
Особенная роль здесь у цвета. Он сложен, изощрён, метафоричен. Материальные поверхности в этих фотографиях как будто впитали множество цветовых оттенков. За долгое время эти оттенки, слои соединились в особый «палимпсестный» цвет.
С выставкой «Молитвы» можно поздравить не только зрителей-любителей фотоискусства, но всех интересующихся живописью. Невероятно редкий случай.
Артём Стародубцев, художник