3авершила свою работу Международная этно-смена молодых исполнителей на традиционных музыкальных инструментах Баренц-региона «Кантеле-CAMP».

29 июня 2018 г.

В Карелии завершила свою работу Международная этно-смена молодых исполнителей на традиционных музыкальных инструментах Баренц-региона «Кантеле-CAMP».

- Главная задача этно-смены выполнена. Совместными усилиями нам удалось органично совместить звучание народных и современных музыкальных инструментов, научить ребят импровизировать и даже подготовить часовую концертную программу и продемонстрировать ее публике, - рассказала куратор проекта, заведующая отделом народного творчества Центра национальных культур и народного творчества Республики Карелия Наталья Шамрай. – Для России это – уникальный опыт. Мы надеемся, что за первой этно-сменой последует продолжение.

            Этно-смена молодых исполнителей на традиционных музыкальных инструментах Баренц-региона «Кантеле-CAMP» проводилась в Карелии с 25 по 30 июня в рамках реализации проекта «Эпический Форум Карелии – 2018: Международный фестиваль народной музыки «Кантеле», при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Министерства культуры Республики Карелия и Совета Баренцева/Евроарктического региона. Организаторы этно-смены – некоммерческая организация «Фонд поддержки и развития этнокультурных инициатив», Центр национальных культур и народного творчества Республики Карелия; партнер - Государственный Российский Дом народного творчества им. В. Д. Поленова.

В Международной этно-смене «Kantele - CAMP» приняли участие молодые музыканты в возрасте от 16 до 24 лет из Республики Коми, Архангельска, Ненецкого автономного округа, Карелии и Финляндии. Большинство из них – студенты средних и высших учебных заведений. Не смотря на юный возраст многие имеют большой опыт участия в музыкальных конкурсах и творческих коллективах.

Ольга Никонова и Арина Тырина привезли в Карелию национальные инструменты Коми: вор-гудэк и сигудэк. Юные исполнительницы признались, что впервые в этносмене услышали карельское кантеле и йоухикко.

— Я студент педколледжа в Сыктывкаре, играю на аккордеоне, это основной мой инструмент. А на гитаре я сам научился играть. В лагере я не только разучил новые мелодии, но и научился импровизировать, — рассказал Владислав Терентьев, музыкант из Коми. – Я никогда не был в Карелии. У нас в Сыктывкаре многие путают Карелию и Корею.

Владимир Трошев тоже приехал из Республики Коми. И привез с собой гармошку.

— Гармошка — народный инструмент, который можно соединить с любыми другими инструментами. За несколько дней мы уже многому научились, в том числе и обрабатывать музыку. А также совмещать инструменты, чтобы они звучали по-новому, по-современному. Гармошка – это мой личный выбор, никто в семье не играет больше. Но я не классически учусь играть на гармошке, а именно традиционно, как бабушки и дедушки наши. Раньше же не учили играть детей по нотам, а на слух, показывали наигрыши, и потом на этих наигрышах учились импровизировать, расширяли их. А классическое образование лишает музыкантов такой вольности. В импровизации нет зажима, да и на сцене музыкант чувствует себя увереннее, — рассказал Владимир.

В этно-смене приняли участие и молодые музыканты из Карелии – представители всех национальных районов: Калевальского, Олонецкого и Пряжинского, а также из Медвежьегорска и Петрозаводска. Большинство из них играет на кантеле, а Елизавета Савчук из Медвежьегорска остановила свой выбор на йоухикко.

- Я считаю, что этот проект – большой прорыв для нашей национальной культуры, отличный способ ее популяризации. Люди приезжают из разных стран и регионов, чтобы поделиться идеями, опытом и мастерством друг с другом. Меня особенно интересует синтез народных инструментов и электронной музыки. Я считаю, что именно так можно привлечь большее внимание молодежи к национальной культуре, - высказала свое мнение Елизавета Савчук из Медвежьегорска.

Уроки, мастер-классы и репетиции в этно-смене проводили опытные наставники из Финляндии и России: известный музыкант-исполнитель на электронном кантеле Антту Койстинен,  композитор и педагог Ханна Рююнянен, кандидат искусствоведения, преподаватель Петрозаводской Государственной консерватории им. Глазунова Ирина Смирнова и Лауреат международных и всероссийских и конкурсов, солистка фолк-группы Skylark, педагог Елена Магницкая.

—Для карельской традиционной музыки, которую играют на кантеле, характерна именно импровизация, и я узнала, что студенты ею практически не занимались, поэтому мне очень приятно, что я могу их познакомить с этим, — поделилась впечатлениями Ханна Рююнянен.

По части импровизации у гостьи из Финляндии был серьезный помощник – Ирина Смирнова, которая преподает именно этот предмет в Петрозаводской Государственной консерватории. По ее словам, импровизации можно научить человека даже без музыкального образования, а уж для профессиональных  музыкантов – это естественное состояние.

Антту Койстинен больше практик, чем теоретик. Молодой, но уже достаточно известны кантелист поделился с участниками этно-смены своими исполнительскими секретами.

— Я использую традиционные приемы игры на  кантеле, но немного изменяю их. В рамках данного лагеря я преподаю студентам те техники, которые разработал сам. Основная идея  уже на знакомой композиции попробовать новые приемы. Я предлагаю музыкантам использовать медиаторы и разные виды заглушения, — поделился Антту Койстинен.

У Елены Магницкой большой педагогический опыт, но и ей было приятно работать с коллегами, которые все схватывают на лету. Именно Елена привнесла в программу этно-смены ту особенную нотку, задор и азарт фолк-музыки, которые не позволили заскучать ни на минуту.

По словам музыкальных наставников они сами многому научились в этно-смене у своих учеников, впервые увидели национальные инструменты народов России, которые привезли музыканты из своих регионов. Для Антту, который с детства играет на финском диатоническом кантеле, самым интересным инструментом в лагере стало традиционное хроматическое кантеле. Ханна и Антту отметили, что среди участников лагеря не было языкового барьера, их объединил язык музыки, и они прекрасно смогли работать вместе.

Естественно, всем участникам этно-смены было жаль покидать гостеприимную Карелию. Они побывали на экскурсии в селе Шелтозеро, где познакомились с культурой и бытом малочисленного народа вепсы, увидели выступление Вепсского народного хора, научились печь карельские калитки и танцевать народными танцы Карелии На прощание молодые музыканты сочинили свой гимн, который исполнили на заключительном концерте.

Напомним, что Международная этно-смена молодых исполнителей на традиционных музыкальных инструментах Баренц-региона «Кантеле-CAMP» - одно из важнейших событий XI Международного фестиваля народной музыки «Кантеле». В рамках фестиваля также проходят Конкурсе исполнителей на струнных национальных инструментах и Конкурс на создание произведений для музыкального символа Карелии – кантеле. Подробнее – на сайте Центра национальных культур и народного творчества Республики Карелия http://etnocenter.ru/sobitia/5339/festival_kantele/

Анкетирование

1. Удовлетворены ли Вы открытостью, полнотой и доступностью информации о деятельности организации, размещенной на информационных стендах, на сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет?

2. Удовлетворены ли Вы комфортностью условий предоставления услуг в учреждении?

3. Удовлетворены ли Вы доступностью услуг для инвалидов в учреждении?

4. Удовлетворены ли Вы доброжелательностью, вежливостью работников организации, обеспечивающих первичный контакт и информирование получателя услуги (работники справочной службы, гардеробщики, кассиры и прочее) при непосредственном обращении в учреждение?

5. Удовлетворены ли Вы доброжелательностью, вежливостью работников организации, обеспечивающих непосредственное оказание услуги при обращении в учреждение?

6. Удовлетворены ли Вы доброжелательностью, вежливостью работников учреждения при дистанционном взаимодействии (по телефону, электронной почте, с помощью электронных сервисов (электронные обращения, записи на получение услуги, консультации по услугам и пр.)?

7. Готовы ли Вы рекомендовать учреждение родственникам и знакомым (могли бы его рекомендовать, если бы была возможность выбора организации)?

8. Удовлетворены ли Вы графиком работы учреждения?

9. Удовлетворены ли Вы в целом условиями оказания услуг в учреждении?

10. Укажите, пожалуйста, Ваш пол

11. Укажите, пожалуйста, Ваш возраст

12. Укажите, пожалуйста, уровень Вашего образования

13. В настоящее время Вы (укажите один подходящий вариант ответа)