Один из старейших творческих коллективов Карелии – Поморский народный хор – отметит 80-летний юбилей

14 декабря 2017 г.

16 декабря один из старейших творческих коллективов Карелии – Поморский народный хор – отметит 80-летний юбилей.

Вместе с петроглифами и морской солью Поморский народный хор давно стал достоянием, символом и, как сейчас принято говорить, туристическим брендом Беломорской Карелии. Яркие, богатые костюмы участниц – как будто со старинных картин, колоритный цокающий говорок, выдающий в них коренных поморок, обращают на себя внимание и российских и зарубежных гостей Беломорска. Вот оно – Русское Поморье во всем своем естестве и привлекательности! Редкое большое событие в республике, редкий хоровой фестиваль в России обходится без участия Поморского народного хора. Коллектив выступал в Концертном зале им. П.И.Чайковского и в Кремлёвском дворце съездов, в Малом театре и в Храме Христа-Спасителя в Москве, на лучших сценических площадках Европы. Хор можно также встретить на фестивале   беломорских карелов в Костомукше, на летних игрищах в небольшом селе Умба на Мурмане и в поморских селах Карелии – Сумпосаде, Нюхче, Шуерецком, Шижне.

Созданный в 1937 году из группы женщин-поморок села Сорока, нынешнего города Беломорска, самодеятельный коллектив со временем приобрел громкую популярность. В 50-х годах ХХ века Поморский народный хор победил во Всесоюзном радиофестивале и получил Первую премию Государственного комитета по телевидению и радиовещанию при Совете Министров СССР. Во время Декады карельского искусства и литературы в Москве в 1959 году выступлению коллектива аплодировал глава государства Никита Хрущев. В 1978 году Поморским русским народным хором была записана первая пластинка-гигант, тираж которой разошелся мгновенно. В 2009 году, в Беломорске специально, чтобы услышать, как поет Поморский хор, сделали остановку во время гастролей Пасхального фестиваля музыканты  оркестра Мариинского оперного театра под управлением Валерия Гергиева. Их потрясла и растрогала до слез первозданность традиционной певческой культуры  русских жителей Карельского Поморья, отточенность стилистики старинных хороводов и великолепие костюмов хора. В 2016 году хор стал победителем регионального этапа в Карелии, окружного этапа в Санкт-Петербурге и участником финального этапа в Москве Всероссийского хорового фестиваля, войдя в десятку лучших любительских народных хоров России.

В чем секрет такой жизненной силы, востребованности и популярности коллектива? Прежде всего – в верности самобытной поморской традиции, сохранении уникального репертуара (хор исполняет только народные песни поселений Белого моря: хороводные, протяжные, игровые, кадрильные; свадебный и рекрутский обряды), в преемственности участников (при хоре создан коллектив-спутник - детский образцовый фольклорный ансамбль), и в единстве художественной линии. Все руководители Поморского хора разных лет (Александра Егоршина, Мария Галькевич, Клара Стасюк, Галина Калинина, Виктор Васильев) старались и стараются оставаться верными местной песенной традиции.

Более 40 лет, с 1974 года, Поморским народным хором руководит Виктор Васильев. В 70-80-годы Виктор Васильев вместе с супругой Ириной и участниками коллектива отправлялись в музыкально-этнографические экспедиции по Беломорскому району, чтобы записать немногих оставшихся поморских красиговорок и сказительниц, изучали фонды научно-исследовательских институтов Карелии и Санкт-Петербурга, копировали важнейшие исследовательские материалы, воссоздавали песенный, танцевальный, игровой репертуар коренных жителей края. Васильевы не просто возродили легендарный коллектив и сохранили поморский песенный колорит, при них Поморский хор сам стал источником художественной и этнографической информации.

- Мы не только черпали свое вдохновение в поморской деревне, можно смело сказать, мы вернули народную песню в деревню, - признается Виктор Васильев.

В начале 90-х Виктор Васильев первым из руководителей творческих самодеятельных коллективов Карелии пришел к мысли о необходимости воссоздания в  Беломорске живой среды жизнедеятельности поморов. Эта идея была реализована на базе Поморского русского народного хора и детского образцового фольклорного ансамбля как Центр Поморской Культуры. Помещение Центра – здание Беломорской детской музыкальной школы - наполнилось коллекциями предметов поморского быта, музыкальными инструментами края, архивом аудио, фото и видеозаписей. Через Центр были реализованы интереснейшие проекты, призванные показать и доказать современным жителям края жизнеспособность, актуальность традиционной поморской культуры и в наши дни. Подобно настоящим поморам, с целью возрождения в крае  традиционных мужских ремесел и промыслов, Виктор Васильев и его единомышленники по старым образцам построили промысловое судно – карбас. Идею создания центров народной культуры подхватили по всей Карелии: в детских образовательных учреждениях в целях воспитания подрастающего поколения появились поморские, карельские и вепсские избы, в национальных районах республики для приобщения населения к традициям своего народа возникли этнокультурные центры, а в Петрозаводске  создали Дом кантеле. Популяризируя кухню Поморья, участники Поморского хора выступили в программе «Смак» на центральном телевидении. Заслуги Виктора Васильева в развитии культуры, искусства и народного творчества оценены на самом высоком уровне.  В 2005 году  художественный руководитель Поморского народного хора одним из первых в Российской Федерации удостоен национальной премии  «Душа России».

Анкетирование

1. Удовлетворены ли Вы открытостью, полнотой и доступностью информации о деятельности организации, размещенной на информационных стендах, на сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет?

2. Удовлетворены ли Вы комфортностью условий предоставления услуг в учреждении?

3. Удовлетворены ли Вы доступностью услуг для инвалидов в учреждении?

4. Удовлетворены ли Вы доброжелательностью, вежливостью работников организации, обеспечивающих первичный контакт и информирование получателя услуги (работники справочной службы, гардеробщики, кассиры и прочее) при непосредственном обращении в учреждение?

5. Удовлетворены ли Вы доброжелательностью, вежливостью работников организации, обеспечивающих непосредственное оказание услуги при обращении в учреждение?

6. Удовлетворены ли Вы доброжелательностью, вежливостью работников учреждения при дистанционном взаимодействии (по телефону, электронной почте, с помощью электронных сервисов (электронные обращения, записи на получение услуги, консультации по услугам и пр.)?

7. Готовы ли Вы рекомендовать учреждение родственникам и знакомым (могли бы его рекомендовать, если бы была возможность выбора организации)?

8. Удовлетворены ли Вы графиком работы учреждения?

9. Удовлетворены ли Вы в целом условиями оказания услуг в учреждении?

10. Укажите, пожалуйста, Ваш пол

11. Укажите, пожалуйста, Ваш возраст

12. Укажите, пожалуйста, уровень Вашего образования

13. В настоящее время Вы (укажите один подходящий вариант ответа)