Вепсы — один из коренных малочисленных народов Северо-запада России финно-угорской группы уральской языковой семьи. Расселены в юго-восточной части территории, расположенной между тремя крупнейшими северными озерами — Онежским, Ладожским и Белым (область Межозерья). В настоящее время живут на юго-западном побережье Онежского озера (Вепсская национальная волость Республики Карелия), и в сопредельных районах Ленинградской (Подпорожский, Лодейнопольский, Тихвинский и Бокситогорский) и северо-западных районах Вологодской (Бабаевский и Вытегорский) областей.

Говорят на вепсском языке финно-угорской группы уральской семьи. Язык имеет три диалекта: северный (шелтозерский, юго-западное побережье Онежского озера), средний (северо-восток Ленинградской области и Бабаевский район Вологодской области) и южный (Ефимовский, Бокситогорский районы Ленинградской области). Распространён также русский язык. Верующие - православные.

По данным первой Всероссийской переписи населения (1897 г.) вепсов насчитывалось 25,6 тыс. человек. Подавляющее большинство составляли крестьяне, занимавшиеся в основном подсечным земледелием в местах традиционного проживания. Немаловажное значение в хозяйстве и занятиях вепсов составляли отхожие промыслы: стекольный, плотничий, камнерезный, жестяной, печной, камнетесный, кожевенный и др. Многие были заняты на заготовках и сплаве леса, добыче и обработке камня, производстве керамических изделий, плетении берестяных изделий, а также бондарничеством и шорничеством.

Огромным подспорьем для крестьянской семьи всегда служили охота, рыбная ловля, сбор ягод и грибов. Часть полученного этими способами продукта поставлялась на местный рынок в Петрозаводск, Вытегру, Лодейное Поле, в Санкт-Петербург, а также на крупные общероссийские ярмарки.

Несмотря на компактность проживания, территория расселения вепсов в административном отношении была административно разделена: сначала между Олонецкой и Новгородской губерниями, затем с 1924 г. между Карельской АССР, Ленинградской и с 1937 г. Вологодской областями. Разделение отрицательно сказалось на формировании национального самосознания и явилось одним из главных препятствий для создания в 1920-е годы единой вепсской автономии. В 1927 г. в Карельской АССР был образован Шелтозерский, а 1931г. в Ленинградской области — Винницкий национальные районы. Еще 15 вепсских сельских советов получили статус национальных. В 1931 г. была создана вепсская письменность и со следующего года в вепсских селах Ленинградской области преподавание в начальных школах стало проводиться на родном языке. Через несколько лет (по требованию вепсов) обучение в Шелтозерском районе КАССР также было переведено на вепсский язык. На вепсском языке стала издаваться учебная и художественная литература, пресса. В итоге уровень национального самосознания народа резко повысился. На 1930-е годы приходится самая высокая численность вепсов — около 35 тыс.

В конце 1937 г. вся деятельность по национальному развитию вепсов резко прекращается. Часть вепсской интеллигенции, в том числе авторы учебников, была репрессирована. Обучение в школах переводится на русский язык, учебная литература на вепсском языке изымается и уничтожается. Винницкий национальный район и сельские советы утрачивают статус национальных. Целенаправленно проводится политика насильственной ассимиляции.

Территория традиционного расселения вепсов расчленяется путем включения ее в различные административно-территориальные образования. Так вепсские земли в Ленинградской области оказались на стыке четырех районов: Подпорожского, Лодейнопольского, Тихвинского и Бокситогорского, а в Вологодской — двух: Вытегорского и Бабаевского. В результате в период ликвидации “неперспективных” деревень вепсские деревни, как окраинные, первыми обрекались на ликвидацию и переселение. С 1953 по 1958 гг. из Вологодской области было полностью выселено население шести вепсских сельских советов (около 6 тыс. человек).

Национальное самосознание вепсов подвергается сильнейшему психологическому давлению в форме отказа властей фиксировать вепсскую национальность в официальных документах. Сначала в Вологодской, а затем и в Ленинградской областях их объявляют “несуществующими” в официальной статистике и при проведении переписей 1970 и 1979 гг. записывают русскими. Одновременно в общественном сознании формируется чувство непристижности вепсской национальности. В итоге в 70-е годы в Ленинградской и Вологодской областях вепсы, согласно официальным данным, “исчезают” из мест своего исконного проживания.

В Карелии ассимиляционные процессы носили смягченный характер. Шелтозерский национальный район был ликвидирован в 1956 г. Его территория была целиком включена в состав одного Прионежского района. Карельское руководство более лояльно относилось к национальному самоопределению вепсов и фиксации вепсской национальности в официальных документах. При проведении переписей вепсов не записывали насильно русскими. Тем не менее, ликвидация деревень, миграция в города и высокая межнациональная брачность способствовали стабильному сокращению численности вепсов в республике.

К концу 80-х гг. из-за территориальной разобщенности, усугубленной бездорожьем, веками существовавшие социально-экономические и этнокультурные связи вепсов оказались нарушенными. Многие деревни и села обезлюдели. Усилилась тенденция к депопуляции этноса. Вепсы оказались на грани исчезновения.

В конце ХХ в. численность вепсов в Российской Федерации составляет 12,1 тыс. человек (1989 г.). 48% из них проживает в Карелии, 34% — в Ленинградской области, остальные — в Вологодской области, а также в Санкт-Петербурге и других городах и районах страны.

Ситуация заметно изменилась с началом демократизации российского общества. Немногочисленная вепсская интеллигенция сумела привлечь внимание общественности и органов власти.

Созданное в 1989 году Общество вепсской культуры совместно с финно-угорским филиалом Международного института перевода Библии издали в течение 1992-1996 годов переводы на вепсский язык  детской Библии и четырех Евангелий. Издание учебной и художественной литературы, переводов библейских текстов, газеты на вепсском языке заложили основу для формирования литературного вепсского языка.

Во многих школах вепсского региона начато преподавание вепсского языка. С 1992-1993 учебного года в Карельском государственном педагогическом институте начата подготовка преподавателей вепсского языка, а в Петрозаводском государственном университете — специалистов-филологов по вепсскому языку.

В настоящее время Республика Карелия по существу является координатором и одновременно основным исполнителем всех мероприятий по возрождению и развитию в целом вепсского народа. В Карелии издается вся учебная и художественная литература, периодическая печать на вепсском языке, ведется подготовка будущих учителей родного языка специалистов по вепсскому языку из числа вепсской молодежи из всех регионов проживания вепсов, ежегодно проводится Межрегиональный конкурс “Знатоков вепсского языка”, в котором принимают участие ученики всех школ, где проводится изучение вепсского языка, курсы для учителей вепсского языка.

Динамика численности вепсов в республике Карелия

(по данным переписи)

Год 1933 1939 1959 1970 1979 1989 2002 2010
Чел. 8307 9388 7179 6323 5864 5954 4870 3432
Анкетирование

1. Удовлетворены ли Вы открытостью, полнотой и доступностью информации о деятельности организации, размещенной на информационных стендах, на сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет?

2. Удовлетворены ли Вы комфортностью условий предоставления услуг в учреждении?

3. Удовлетворены ли Вы доступностью услуг для инвалидов в учреждении?

4. Удовлетворены ли Вы доброжелательностью, вежливостью работников организации, обеспечивающих первичный контакт и информирование получателя услуги (работники справочной службы, гардеробщики, кассиры и прочее) при непосредственном обращении в учреждение?

5. Удовлетворены ли Вы доброжелательностью, вежливостью работников организации, обеспечивающих непосредственное оказание услуги при обращении в учреждение?

6. Удовлетворены ли Вы доброжелательностью, вежливостью работников учреждения при дистанционном взаимодействии (по телефону, электронной почте, с помощью электронных сервисов (электронные обращения, записи на получение услуги, консультации по услугам и пр.)?

7. Готовы ли Вы рекомендовать учреждение родственникам и знакомым (могли бы его рекомендовать, если бы была возможность выбора организации)?

8. Удовлетворены ли Вы графиком работы учреждения?

9. Удовлетворены ли Вы в целом условиями оказания услуг в учреждении?

10. Укажите, пожалуйста, Ваш пол

11. Укажите, пожалуйста, Ваш возраст

12. Укажите, пожалуйста, уровень Вашего образования

13. В настоящее время Вы (укажите один подходящий вариант ответа)